Адвайзер-Аудит
аудиторская компания
На главную страницу
Лучшие публикации

• о компании
• новости
• услуги
• цены
• консультации
• законодательство РФ
• лучшие публикации
• наши координаты

Выбор экономического субъекта
аудиторскими организациями и аудиторами.

В практике аудиторской работы решающее значение имеет выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами. Данный вопрос имеет особое значение, поскольку не все аудиторские фирмы достаточно успешно функционируют на рынке и не у всех есть список долгосрочных клиентов, которые всегда придут в данную аудиторскую фирму за советом или с просьбой о проверке. Поэтому аудитору надо знать основные приемы поиска и выбора новых клиентов. Заметим, что аудитор может найти клиента, но по тем или иным причинам еще до заключения договора на проведение аудита (на этапе составления письма-обязательства о проведении проверки или даже после него) может отказаться от него. Исключительным является случай, когда аудитор отказывается от клиента после заключения договора на проведение проверки. Иногда бывают ситуации, что аудитору легче выплатить двойную сумму задатка (если был получен задаток) *(1) и оплатить убытки за непроведенный аудит клиенту, чем провести его и поставить себя в сложное финансовое положение или "подмочить" репутацию своей аудиторской фирмы.

Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

К основным способам выбора клиентов аудиторскими организациями относятся:

обращение самих клиентов. Клиент может обратить внимание на рекламу аудиторской фирмы или получить рекомендации от своих друзей и коллег, бывших или настоящих клиентов фирмы;

прочтение аудиторами газет с рекламами фирм-клиентов и предложение последним своих услуг;

проведение аудиторской фирмой налоговых и прочих семинаров, на которых заинтересовавшиеся клиенты обращаются с просьбами о проведении аудита;

общение аудиторов с представителями бизнеса на презентациях, конференциях и предложение им своих услуг;

оказание клиентам консультационных и других услуг (например, защита в суде), после чего последние обращаются с просьбой о проведении аудита.

После того, как аудитор нашел потенциального нового клиента, он принимает решение о том, следует ли с этим клиентом заключать договор (или в профессиональной практике это часто называют термином "принимать клиента").

При принятии клиента обычно акцентируется внимание на репутации клиента, особенностях его бизнеса, способности оплатить аудиторский гонорар.

Репутация клиента означает не только частое появление в СМИ и занятие ведущих строк в рейтингах, но также и отсутствие проигранных или незаконченных судебных дел, проблем с налоговыми и прочими государственными органами, минимизация "черного бизнеса".

Для изучения особенностей бизнеса клиента на крупных фирмах обычно заполняют специальный документ (анкету принятия нового клиента), в который могут быть включены следующие разделы.

1. Общие положения о деятельности фирмы-клиента:

юридический адрес и телефоны;

особенности бизнеса фирмы-клиента. В этом контексте изучают отрасль деятельности и виды выпускаемой продукции или оказываемых услуг для определения того, есть ли на аудиторской фирме достаточное количество специалистов требуемой специализации и требуется ли привлечение дополнительных экспертов *(2). Аудитору следует довести такого рода информацию до клиента заранее, поскольку это оказывает влияние на сумму аудиторского гонорара;

предварительная сумма аудиторского гонорара для определения возможности клиента оплатить его. Если такой возможности нет, то и не стоит планировать проведение проверки дальше;

предварительная оценка возможности функционирования предприятия в дальнейшем. Это необходимо для того, чтобы установить, не станет ли фирма-клиент банкротом до окончания проверки и не окажется ли аудитор без своего гонорара;

перечень основных покупателей и поставщиков устанавливается для того, чтобы определить, нет ли зависимости от одного контрагента, поскольку это чревато возможным банкротством;

финансовая информация о деятельности клиента за последние два года - валюта баланса, сумма дебиторской задолженности, собственный капитал, выручка, прибыль до налогообложения - для установления финансового положения и финансовой устойчивости организации;

судебные дела фирмы-клиента в прошлом. Если судебные дела вызывают опасения, то следует детально рассмотреть их возможное влияние на перспективы деятельности организации. Если высока вероятность проигрыша судебных дел и суммы, которые могут быть присуждены судом, носят существенный характер, то аудитор уже на этой стадии должен довести до руководства фирмы-клиента о возможности составления заключения, составляемого при наличии серьезного сомнения о возможности экономического субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязанности в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом;

состав совета директоров и перечень основных акционеров (с выделением их доли в акционерном капитале) - для определения реальных хозяев организации.

Отдельного внимания заслуживает информация о деятельности организации, получаемая от юристов (для установления фактических и потенциальных судебных разбирательств), из банков, обслуживающих организацию. Обычно задаются вопросы о том, как долго данная фирма является их клиентом, и нет ли каких-либо нареканий. Если банк с хорошей репутацией отвечает, что клиент достоин доверия, то это является большим плюсом. Кроме того, следует получить информацию от предыдущих аудиторов фирмы. Принимаются во внимание название аудиторской фирмы и месторасположение ее офиса, срок ее работы с данным клиентом, виды оказанных услуг, форма выданного аудиторского заключения и расхождения между аудитором и клиентом по форме составленного заключения или по проблеме отражения событий, произошедших до даты составления аудиторского заключения; причины смены аудитора. Оптимальным вариантом является тот, когда аудитор встречается с предшествующим аудитором и задает ему как перечисленные, так и прочие вопросы. Если клиент отказывает аудитору в такой встрече, то при существовании прочих отрицательных условий аудитор может отказаться от такого клиента.

2. Прочие существенные позиции:

существовали ли у аудиторской фирмы и данного клиента ранее конфликты интересов;

есть ли какие-либо проблемы, связанные с нарушением независимости аудиторов (родственной, имущественной, финансовой)*(3). По поводу имущественной независимости на сегодняшний день существует много проблем. Широкое распространение получила практика, когда аудиторы снимают офисы на предприятиях фирм-клиентов по сниженным ценам и в свою очередь проводят дешево аудит;

проблемы в учете, которым надо уделить особое внимание;

необходимость проверки отчетности дочерних и зависимых лиц и составления заключения только по отчетности головной компании или по сводной (консолидированной) отчетности и т.д.

При проведении предварительной оценки риска потенциального клиента считается, что клиент обладает низким риском, если существуют перспективы долгосрочного функционирования фирмы, финансирование фирмы осуществляется на стабильном и законном основании, а также существует хорошая система внутреннего контроля; в учете применяются консервативные, а не агрессивные подходы; финансовая отчетность составляется своевременно; руководство на фирме является честным и компетентным.

Аудиторская фирма вряд ли возьмет себе в качестве клиента фирму, в которой имеются проблемы общего характера или финансовые проблемы.

К первым относятся, на наш взгляд, существенные проблемы, связанные с надежностью системы внутреннего контроля и со своевременной и точной подготовкой бухгалтерской отчетности; отсутствие контроля за деятельностью специалистов, ответственных за подготовку бухгалтерской отчетности; несоответствие системы учета нормативным требованиям; некомпетентность руководства компании; автократичность или децентрализация системы управления на предприятии; существование обстоятельств, свидетельствующих о фактах мошенничества и злоупотреблений на фирме; высокая текучесть кадров, особенно персонала отделов финансового менеджмента и бухгалтерии; большой объем операций со связанными сторонами, которые с точки зрения аудиторов являются достаточно сомнительными; агрессивный, а не консервативный характер бухгалтерской политики; ограничение объема аудиторской проверки (клиент или прямо говорит об этом, или сокращает сумму гонорара, или старается ограничить сроки проверки); осуществление большого объема операций в сомнительных отраслях или в странах с нестабильной экономической ситуацией; высокая вероятность банкротства отрасли фирмы-клиента; сложности с идентификацией источников финансирования и действительных хозяев компании.

Финансовые проблемы могут не приниматься во внимание, если компания является членом группы связанных компаний и получает достаточное внешнее финансирование.

Однако отметим содержание таких проблем по сути:

финансовое положение предприятия до такой степени нестабильно, что любые минимальные негативные явления могут отрицательно сказаться на возможности его функционирования в дальнейшем, и особенно в течение ближайшего года;

значительная часть деятельности сконцентрирована на производстве одного продукта или на одном проекте;

значительная часть бизнес-проектов клиента находится на грани финансового краха;

большой размер оплаты за наличный расчет;

высокий удельный вес дебиторской задолженности в общей сумме капитала;

компания необоснованно надеется на получение прибыли.

Следующий шаг - изучение способности фирмы-клиента оплатить аудиторский гонорар. Если перспективы оставляют желать лучшего, то возможен и отказ от аудита.

В качестве источников информации для аудиторов могут выступать как перечисленные (предыдущие аудиторы, руководство фирмы-клиента, юристы клиента), так и независимые агентства, которые занимаются сбором информации о компаниях, функционирующих на рынке, и "центры знаний", которые работают в интересах аудиторской фирмы. В подавляющем большинстве случаев "центры знаний" занимаются поиском информации, имеющейся в открытом доступе в Интернете, газетах, журналах. В более сложных случаях по запросу партнеров они обращаются в независимые агентства.

С.М. Бычкова, доктор экономических наук, профессор

Санкт-Петербургского государственного аграрного университета

 

Н.В. Лебедева, кандидат экономических наук,

аттестованный аудитор

 

"Аудиторские ведомости", N 1, январь 2003 г.

 


*(1) Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка (п.2 ст.381 ГК РФ).

*(2) В этом случае принимается решение о том, какие виды экспертов должны быть привлечены к проверке (эксперты-технологи, эксперты-оценщики, эксперты-налоговики, эксперты по компьютерному бизнесу и т.д.) и определяется сумма их гонорара, которая доводится до сведения руководства фирмы-клиента.

*(3) Вопросы независимости аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов определены в ст.12 Федерального закона от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".