Адвайзер-Аудит
аудиторская компания
На главную страницу
Лучшие публикации

• о компании
• новости
• услуги
• цены
• консультации
• законодательство РФ
• лучшие публикации
• наши координаты

Годовой бухгалтерский отчёт.

Общие требования к бухгалтерской отчетности установлены нормами ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. В соответствии с ч. 1 ст. 13 бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, в соответствии с ч. 4 ст. 13, составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. В общем случае отчетный год совпадает с календарным. Случаи, когда финансовый год не совпадает с календарным (создание, ликвидация или реорганизация экономического субъекта в течение календарного года), приведены в ст. 15 Закона о бухгалтерском учете. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Ранее аналогичная норма содержалась только в стандарте бухгалтерского учета - п. 8 ПБУ 4/99. Таким образом, в настоящее время требование закреплено на уровне федерального закона. В соответствии с ч. 8 ст. 13 бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. При этом в соответствии с требованиями ФНС России и Росстата (об этих требованиях подробнее будет рассказано ниже) бухгалтерская отчетность в налоговые органы и органы статистики должна представляться в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи). Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме (в налоговые органы) утвержден приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@. Данный формат должен применяться начиная с отчетности за 2013 г. Кроме того, отдельными приказами ФНС России утверждены форматы: - представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме - приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/311@; - представления бухгалтерской (финансовой) отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций в электронной форме - приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/312@; - представления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков в электронной форме - приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/21@; - представления бухгалтерского баланса кредитной организации (публикуемой формы) в электронном виде - приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-6/15@. Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности для всех организаций, кроме организаций сектора государственного управления (государственных и муниципальных учреждений различных типов и публично-правовых образований) и ЦБ РФ, установлен п. 1 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете: годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Вопрос о необходимости представления аудиторского заключения был разъяснен в письме Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724 "О представлении аудиторского заключения", где со ссылкой на п. 1 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете и положения НК РФ сделан вывод о том, что аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях, если: - организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; - ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах; - организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов); - объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.; - организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность; - в иных случаях, установленных федеральными законами. Под иными случаями понимаются случаи проведения обязательного аудита, в частности, следующих экономических субъектов: - саморегулируемых организаций (Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"); - жилищных накопительных кооперативов (Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"); - застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства (Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"). С полным перечнем экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту, можно ознакомиться в информации Минфина России, ежегодно размещаемой на официальном сайте министерства. В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. Пунктом 2 ст. 11 названного закона установлено, что при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. В силу ст. 30 Закона о бухгалтерском учете до разработки и вступления в силу федерального стандарта, который будет регулировать вопросы проведения инвентаризации, действуют требования Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (далее - Положение N 34н), а также Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 N 49 (далее - Методические указания N 49). В соответствии с п. 27 Положения N 34н проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. При оформлении результатов инвентаризации применение унифицированных форм, утвержденных Методическими указаниями N 49, более не является обязательным. В принципе, экономический субъект теперь имеет право самостоятельно разрабатывать и утверждать любые формы бухгалтерской документации, которые ранее являлись унифицированными. Если же целесообразность разработки таких форм (введение новых граф, строк или разработка дополнительных таблиц) неочевидна, по нашему мнению, достаточно при утверждении учетной политики переутвердить типовые формы в одном из приложений (а также привести перечень таких форм, а также образцы (бланки) форм). При обработке результатов инвентаризации и регулировании инвентаризационных разниц необходимо учитывать норму ч. 4 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, в соответствии с которой выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.